Решение Верховного Суда Республики Марий Эл от 25.03.2013 N 3-2/2013 О признании недействующим пункта 1 статьи 8 Закона Республики Марий Эл от 10.04.2000 N 21-З "О мировых судьях в Республике Марий Эл" в части слов ", согласованному с Главой Республики Марий Эл".



ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 25 марта 2013 г. № 3-2/2013

Верховный Суд Республики Марий Эл в составе:
судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Б.В.В.,
при секретаре В.Т.,
с участием прокурора - старшего помощника прокурора Республики Марий Эл Н., представителя Государственного Собрания Республики Марий Эл П.Е., представителей Главы Республики Марий Эл З.Р. и В.И., рассмотрел в открытом судебном заседании заявление заместителя прокурора Республики Марий Эл о признании недействующим в части пункта 1 статьи 8 Закона Республики Марий Эл от 10 апреля 2000 года № 21-З "О мировых судьях в Республике Марий Эл" (в редакции Закона Республики Марий Эл от 10 декабря 2012 года № 75-З "О внесении изменений в Закон Республики Марий Эл "О мировых судьях в Республике Марий Эл"),

установил:

заместитель прокурора Республики Марий Эл обратился в Верховный Суд Республики Марий Эл с заявлением в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, которым просил с учетом дополнения к заявлению признать недействующим с момента вступления решения суда в законную силу пункт 1 статьи 8 Закона Республики Марий Эл от 10 апреля 2000 года № 21-З "О мировых судьях в Республике Марий Эл" (в редакции Закона Республики Марий Эл от 10 декабря 2012 года № 75-З "О внесении изменений в Закон Республики Марий Эл "О мировых судьях в Республике Марий Эл") в части слов ", согласованному с Главой Республики Марий Эл". В обоснование заявления прокурор сослался на следующее.
Закон Республики Марий Эл № 21-З "О мировых судьях в Республике Марий Эл" принят Государственным Собранием Республики Марий Эл 31 марта 2000 года.
Пунктом 1 статьи 8 указанного Закона Республики Марий Эл (в редакции Закона Республики Марий Эл от 10 декабря 2012 года № 75-З "О внесении изменений в Закон Республики Марий Эл "О мировых судьях в Республике Марий Эл") установлено, что мировые судьи назначаются на должность Государственным Собранием Республики Марий Эл по представлению председателя Верховного суда Республики Марий Эл, согласованному с Главой Республики Марий Эл. Представление по кандидатурам мировых судей вносится председателем Верховного суда Республики Марий Эл с учетом заключения квалификационной коллегии судей Республики Марий Эл.
В соответствии с пунктом "л" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации кадры судебных и правоохранительных органов, адвокатура, нотариат находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.
В силу пунктов 2, 4 статьи 4 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года № 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" и статьи 1 Федерального закона от 17 декабря 1998 года № 188-ФЗ "О мировых судьях в Российской Федерации" мировые судьи в Российской Федерации являются судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации и входят в единую судебную систему Российской Федерации.
Статьей 3 указанного выше Федерального конституционного закона установлено единство судебной системы Российской Федерации путем законодательного закрепления единства статуса судей.
Конституционный принцип закрепления единства статуса судей реализован в нормах данного Федерального конституционного закона, Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 года № 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации", согласно которым все судьи в Российской Федерации (в том числе и мировые судьи) обладают единым статусом, в том числе установлен единый порядок отбора кандидатов на должность судьи и порядок наделения судей полномочиями.
В силу установленного статьей 6 Федерального закона "О мировых судьях в Российской Федерации" порядка назначения (избрания) на должность мировые судьи назначаются (избираются) на должность законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации либо избираются на должность населением соответствующего судебного участка в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.
При этом, закрепленный законом порядок не предусматривает участия в процессе наделения судей полномочиями руководителя органа исполнительной власти, поскольку дополнительные требования к кандидатам на должность судьи могут быть установлены только федеральным законом.
В письменном отзыве Председатель Государственного Собрания Республики Марий Эл М. выражает несогласие с заявлением заместителя прокурора Республики Марий Эл, просит в удовлетворении требований отказать, указывая на следующее.
Закон Республики Марий Эл от 10 апреля 2000 года № 21-З "О мировых судьях в Республике Марий Эл" и Закон Республики Марий Эл от 10 декабря 2012 года № 75-З "О внесении изменений в Закон Республики Марий Эл "О мировых судьях в Республике Марий Эл" приняты на сессиях Государственного Собрания Республики Марий Эл с соблюдением установленной законодательством процедуры, обнародованы в установленном законом порядке. Принимая во внимание, что Федеральным законом "О мировых судьях в Российской Федерации", иными федеральными законами процедура представления кандидата для назначения на должность мирового судьи не установлена, субъект Российской Федерации вправе определить эту процедуру своим законом. Установленная законом республики процедура назначения мирового судьи Государственным Собранием Республики Марий Эл по представлению Председателя Верховного Суда Республики Марий Эл, согласованному с Главой Республики Марий Эл, не является дополнительным требованием к кандидату. Пунктом 1 статьи 8 Закона Республики Марий Эл "О мировых судьях в Республике Марий Эл" установлено, что представление по кандидатурам мировых судей вносится Председателем Верховного Суда Республики Марий Эл с учетом заключения квалификационной коллегии судей Республики Марий Эл.
Таким образом, оспариваемое прокурором положение пункта 1 статьи 8 Закона Республики Марий Эл "О мировых судьях в Республике Марий Эл" не содержит дополнительных требований к самому кандидату на должность мирового судьи, а определяет процедуру представления кандидатуры законодательному органу в отсутствие правового регулирования указанной процедуры федеральными законами.
Федеральными законами также не установлен запрет на установление субъектами Российской Федерации порядка назначения на должность мировых судей законодательными органами государственной власти, предусматривающего такую процедуру представления кандидата законодательному органу для назначения на должность мирового судьи, как направление представления председателем Верховного суда субъекта Российской Федерации, согласованного с высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации.
В письменных возражениях представитель Главы Республики Марий Эл З.Р. с заявлением заместителя прокурора не согласился и привел следующие доводы.
По мнению представителя, заявителем не указывается, какие конкретно нормы федерального закона нарушены. Из содержания статьи 6 Федерального закона "О мировых судьях в Российской Федерации" следует, что настоящим федеральным законом определены варианты наделения мировых судей полномочиями: либо назначение (избрание) на должность законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации, либо избрание на должность населением соответствующего судебного участка. Федеральное законодательство содержит требования обязательного урегулирования на уровне субъектов Российской Федерации порядка назначения на должность мировых судей.
В качестве варианта наделения мировых судей полномочиями Законом Республики Марий Эл "О мировых судьях в Республике Марий Эл" устанавливается назначение их на должность Государственным Собранием Республики Марий Эл, что соответствует федеральному закону.
Оспариваемой нормой установлен не только порядок наделения мировых судей в Республике Марий Эл полномочиями и назначения их на должность Государственным Собранием Республики Марий Эл, но и определена также процедура представления кандидата на должность мирового судьи Государственному Собранию Республики Марий Эл для назначения на должность, направления представления Председателем Верховного Суда Республики Марий Эл, согласованного с Главой Республики Марий Эл.
Процедура представления кандидата на должность для избрания его населением или назначением законодательным (представительным) органом власти, которая является обязательным элементом порядка назначения (избрания) на должность мирового судьи, федеральным законодательством не урегулирована, поэтому Республика Марий Эл вправе определить эту процедуру своим законом.
Позиция Главы Республики Марий Эл не изменяет порядок назначения на должность мирового судьи, не влияет на окончательное решение Государственного Собрания Республики Марий Эл и может учитываться Государственным Собранием Республики Марий Эл при принятии окончательного решения по представленной Председателем Верховного Суда Республики Марий Эл кандидатуре на должность мирового судьи.
Установление такой процедуры представления кандидата на должность мирового судьи основывается на том, что в статьях 86 и 94 Конституции Республики Марий Эл закреплены положения, согласно которым мировые судьи относятся к судам Республики Марий Эл. В этой связи на основании Конституции Республики Марий Эл и Закона Республики Марий Эл "О мировых судьях в Республике Марий Эл" Указом Президента Республики Марий Эл от 2 сентября 1997 года № 303 "О Реестре государственных должностей Республики Марий Эл" должность мирового судьи в Республике Марий Эл отнесена к государственной должности Республики Марий Эл.
Согласование кандидата на должность мирового судьи Главой Республики Марий Эл не наделяет высшее должностное лицо Республики Марий Эл новыми полномочиями, не предусмотренными федеральным законодательством. В связи с этим саму процедуру нельзя рассматривать в качестве дополнительного требования к кандидату на должность мирового судьи.
В судебном заседании участвующий в деле прокурор Н. заявление с дополнениями к нему поддержал, просил признать оспариваемый в части закон недействующим с момента вступления в законную силу решения суда, привел доводы, аналогичные изложенным в заявлении и дополнениях, а также пояснил, что оспариваемые положения Закона Республики Марий Эл фактически подразумевают необходимость получения согласия Главы Республики Марий Эл на представление кандидата на должность мирового судьи.
Представитель Государственного Собрания Республики Марий Эл П.Е. в судебном заседании с заявлением заместителя прокурора не согласилась, просила в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме, поддержала доводы, изложенные в возражениях Председателя Государственного Собрания Республики Марий Эл М. и пояснила, что не усматривает противоречий между оспариваемой нормой Закона Республики Марий Эл и нормами федерального законодательства, на которые ссылается в заявлении прокурор.
В судебном заседании представители Главы Республики Марий Эл З.Р. и В.И. с заявлением не согласились, поддержали доводы, содержащиеся в письменных возражениях, просили в удовлетворении заявления отказать. Пояснили, что оспариваемые положения Закона Республики Марий Эл носят процедурный характер и не предъявляют дополнительных требований к кандидату на должность мирового судьи.
Выслушав объяснения старшего помощника прокурора Республики Марий Эл Н., поддержавшего заявление, представителя Государственного Собрания Республики Марий Эл П.Е., представителей Главы Республики Марий Эл З.Р. и В.И., возражавших против удовлетворения заявления, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
В силу указаний части 3 статьи 246 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований.
Согласно пункту "л" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации кадры судебных органов находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.
В соответствии со статьей 76 Конституции Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи.
Согласно пункту 2 статьи 26.1 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями, а также законами субъектов Российской Федерации.
Частью 1 статьи 64 Конституции Республики Марий Эл установлено, что Государственное Собрание Республики Марий Эл - парламент Республики Марий Эл - является высшим и единственным законодательным органом государственной власти Республики Марий Эл.
Таким образом, принятие нормативных правовых актов в форме закона по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации относится к компетенции Государственного Собрания Республики Марий Эл.
Закон Республики Марий Эл № 21-З "О мировых судьях в Республике Марий Эл" принят Государственным Собранием Республики Марий Эл 31 марта 2000 года (действует в редакции с последующими изменениями).
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пунктах 17 - 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", суд по своей инициативе проверяет, соблюдена ли процедура принятия и обнародования названного Закона.
Согласно пунктам 2, 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" законы субъекта Российской Федерации принимаются большинством голосов от установленного числа депутатов, если иное не предусмотрено названным Федеральным законом. Проект закона субъекта Российской Федерации рассматривается законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации не менее чем в двух чтениях.
По мотивам нарушения установленной процедуры принятия нормативного правового акта Государственным Собранием Республики Марий Эл и его обнародования названный выше Закон Республики Марий Эл заявителем не оспаривается.
Закон Республики Марий Эл от 10 апреля 2000 года № 21-З "О мировых судьях в Республике Марий Эл" в первоначальной редакции был опубликован в Собрании законодательства Республики Марий Эл № 5 от 26 мая 2000 года, периодическом печатном издании "Марийская правда" № 70 от 13 апреля 2000 года.
Впоследствии в названный закон вносились изменения и дополнения, которые публиковались в Собрании законодательства Республики Марий Эл и периодическом печатном издании "Марийская правда. Официальный еженедельник". В настоящее время (с 8 марта 2013 года) указанный закон действует в редакции Закона Республики Марий Эл от 26 февраля 2013 года № 3-З "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Республики Марий Эл в связи с принятием Федерального закона "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам".
Оспариваемая прокурором в части статья 8 закона действует в редакции Закона Республики Марий Эл от 10 декабря 2012 года № 75-З "О внесении изменений в Закон Республики Марий Эл "О мировых судьях в Республике Марий Эл", который опубликован в периодическом печатном издании "Марийская правда. Официальный еженедельник" № 49 от 14 декабря 2012 года и на официальном интернет-портале Республики Марий Эл http://www.portal.mari.ru, 12 декабря 2012 года.
В соответствии со статьей 4 Закона Республики Марий Эл от 26 января 1996 года № 314-III "О порядке опубликования и вступления в силу законов Республики Марий Эл и постановлений Государственного Собрания Республики Марий Эл" (в настоящее время закон утратил силу) периодическое печатное издание "Марийская правда. Официальный еженедельник", "Собрание законодательства Республики Марий Эл" являются официальными периодическими печатными изданиями Республики Марий Эл, в которых публикуются законы республики.
В силу положений статьи 22.2 Закона Республики Марий Эл от 6 марта 2008 года № 5-З "О нормативных правовых актах Республики Марий Эл" (в редакции закона от 21 марта 2012 года № 2-З) официальным опубликованием закона Республики Марий Эл, постановления Государственного Собрания Республики Марий Эл считается первая публикация его полного текста в официальных периодических печатных изданиях Республики Марий Эл "Марийская правда. Официальный еженедельник" и "Марий Эл. Официальный документым савыктыше газет" или первое размещение (опубликование) на официальном Интернет-портале Республики Марий Эл (http://www.portal.mari.ru).
Согласно части 1 статьи 65 Конституции Республики Марий Эл (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого в части Закона) Государственное Собрание Республики Марий Эл состояло из 67 депутатов.
В настоящее время часть 1 статьи 65 Конституции Республики Марий Эл изложена в иной редакции, согласно которой Государственное Собрание Республики Марий Эл состоит из 52 депутатов.
Статьей 73 Конституции Республики Марий Эл предусмотрено, что Государственное Собрание Республики Марий Эл осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения Республики Марий Эл, предметам совместного ведения Российской Федерации и Республики Марий Эл в пределах предоставленных полномочий. Законы принимаются большинством голосов от установленного числа депутатов, если иное не предусмотрено Конституцией Республики Марий Эл в соответствии с федеральным законом (части 2 и 3).
Пунктом 4 статьи 11 Закона Республики Марий Эл от 7 декабря 2001 года № 45-З "О Государственном Собрании Республики Марий Эл" предусмотрено, что проекты законов рассматриваются Государственным Собранием не менее чем в двух чтениях.
Аналогичная норма была установлена в статье 103 Регламента Государственного Собрания Республики Марий Эл, утвержденного постановлением Государственного Собрания Республики Марий Эл от 6 ноября 1996 года № 05-III (статья 94 Регламента Государственного Собрания Республики Марий Эл, утвержденного Постановлением Государственного Собрания Республики Марий Эл от 24 сентября 2009 года № 770-П).
В подтверждение соблюдения установленной процедуры принятия Закона Республики Марий Эл от 10 апреля 2000 года № 21-З "О мировых судьях в Республике Марий Эл" суду представлена выписка из стенографического отчета от 31 марта 2000 года двадцать девятой сессии Государственного Собрания Республики Марий Эл второго созыва, из которой следует, что проект данного закона был проработан в постоянных комиссиях Государственного Собрания Республики Марий Эл, рассмотрен в двух чтениях, за принятие закона проголосовали 52 депутата от общего числа 65.
В подтверждение соблюдения установленной процедуры принятия Закона Республики Марий Эл от 10 декабря 2012 года № 75-З "О внесении изменений в Закон Республики Марий Эл "О мировых судьях в Республике Марий Эл" представлена выписка из стенографического отчета от 6 декабря 2012 года тридцать второй бюджетной сессии Государственного Собрания Республики Марий Эл пятого созыва, из которой следует, что проект данного закона был рассмотрен в двух чтениях, за принятие закона проголосовали 43 депутата, при трех воздержавшихся.
До рассмотрения и принятия указанного выше закона и изменений к нему на сессиях Государственного Собрания Республики Марий Эл проект закона был рассмотрен в постоянных комиссиях и комитетах Государственного Собрания Республики Марий Эл, прошел правовую экспертизу.
Названный закон и изменения к нему подписаны и обнародованы Президентом Республики Марий Эл (в настоящее время - Глава Республики Марий Эл), что соответствует статье 75 Конституции Республики Марий Эл, статье 8 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Таким образом, процедура принятия и обнародования названного выше закона и изменений к нему была соблюдена.
С учетом разъяснений, изложенных в пунктах 9, 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", названный выше Закон Республики Марий Эл по своему содержанию, форме и предмету правового регулирования, неопределенности круга лиц, на которых рассчитано его применение, неоднократности применения является нормативным правовым актом, опубликованным в установленном порядке.
В результате проверки содержания оспариваемого положения пункта 1 статьи 8 Закона Республики Марий Эл "О мировых судьях в Республике Марий Эл" (в редакции Закона Республики Марий Эл от 10 декабря 2012 года № 75-З) на его соответствие актам федерального законодательства, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему выводу.
Данной статьей Закона Республики Марий Эл установлен порядок назначения на должность мировых судей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Закона Республики Марий Эл "О мировых судьях в Республике Марий Эл" мировые судьи назначаются на должность Государственным Собранием Республики Марий Эл по представлению председателя Верховного суда Республики Марий Эл, согласованному с Главой Республики Марий Эл. Представление по кандидатурам мировых судей вносится председателем Верховного суда Республики Марий Эл с учетом заключения квалификационной коллегии судей Республики Марий Эл.
Положениями пунктов 2 и 4 статьи 4 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" и пункта 1 статьи 1 Федерального закона "О мировых судьях в Российской Федерации" установлено, что мировые судьи в Российской Федерации являются судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации и входят в единую судебную систему Российской Федерации.
В соответствии со статьей 3 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" и пунктом 1 статьи 2 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" все судьи в Российской Федерации обладают единым статусом.
Статьи 5 и 6 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" предусматривают гарантии единого статуса судей, в том числе и единый порядок отбора кандидатов на должность судьи и порядок наделения судей полномочиями.
Пунктом 1 статьи 1 Федерального закона "О мировых судьях в Российской Федерации" установлено, что полномочия, порядок деятельности мировых судей и порядок создания должностей мировых судей устанавливаются Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации", иными федеральными законами, а порядок назначения (избрания) и деятельности мировых судей устанавливается также законами субъектов Российской Федерации.
В силу положений статьи 6 указанного Федерального закона мировые судьи назначаются (избираются) на должность законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации либо избираются на должность населением соответствующего судебного участка в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.
Таким образом, субъект Российской Федерации вправе самостоятельно устанавливать порядок назначения (избрания) на должность мирового судьи: путем избрания мирового судьи непосредственно населением соответствующего судебного участка либо путем назначения (избрания) законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Установленный федеральным законом порядок наделения мировых судей полномочиями не предусматривает участия высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (в том числе посредством согласования с ним представления председателя суда субъекта Российской Федерации) в процессе отбора кандидатов на должность судьи и наделения судей полномочиями.
Изменять такой порядок, устанавливая дополнительные требования к порядку назначения на должность мирового судьи законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации, субъект Российской Федерации не вправе.
Доводы представителей Государственного Собрания Республики Марий Эл и Главы Республики Марий Эл о том, что оспариваемая норма не устанавливает дополнительные требования к кандидату на должность мирового судьи, а относится по существу к неурегулированной федеральным законодательством процедуре представления Председателем Верховного Суда Республики Марий Эл кандидата на должность мирового судьи, суд отклоняет, как необоснованные.
Так, из содержания оспариваемой прокурором нормы следует, что мировые судьи назначаются на должность Государственным Собранием Республики Марий Эл по представлению Председателя Верховного Суда Республики Марий Эл, согласованному с Главой Республики Марий Эл.
Толкование указанной нормы закона позволяет считать, что без согласования представления Председателя Верховного Суда Республики Марий Эл с Главой Республики Марий Эл мировой судья на должность не назначается. Суд полагает, что такое положение республиканского Закона противоречит приведенным выше нормам федерального законодательства, регулирующего статус судей в Российской Федерации и порядок назначения мировых судей.
Кроме того, представитель Главы Республики Марий Эл З.Р. пояснил суду, что процедура согласования представления Председателя Верховного Суда Республики Марий Эл с Главой Республики Марий Эл каким-либо нормативным правовым актом не урегулирована.
Отнесение мировых судей в соответствии со статьями 86 и 94 Конституции Республики Марий Эл к судам Республики Марий Эл, включение должности мирового судьи в Республике Марий Эл в Реестр государственных должностей Республики Марий Эл в соответствии с Указом Президента Республики Марий Эл от 2 сентября 1997 года № 303 "О Реестре государственных должностей Республики Марий Эл" не изменяет установленный федеральным законодательством статус мировых судей, единый для всех судей Российской Федерации.
В отношении доводов представителя Главы Республики Марий Эл З.Р. о том, что позиция Главы Республики Марий Эл может учитываться Государственным Собранием Республики Марий Эл при принятии окончательного решения по представленной Председателем Верховного Суда Республики Марий Эл кандидатуре на должность мирового судьи, суд полагает необходимым указать следующее.
В соответствии с частью 3 статьи 16 Закона Республики Марий Эл от 7 декабря 2001 года № 45-З "О Государственном Собрании Республики Марий Эл", Регламентом Государственного Собрания Республики Марий Эл Глава Республики Марий Эл, представитель Главы Республики Марий Эл в Государственном Собрании вправе присутствовать на всех заседаниях Государственного Собрания и брать слово. Таким образом, Глава Республики Марий Эл имеет законодательно закрепленное право довести до Государственного Собрания Республики Марий Эл свое мнение по любым вопросам, в том числе по представляемым кандидатам на должность мирового судьи Республики Марий Эл.
Ссылка в отзыве Председателя Государственного Собрания Республики Марий Эл на то, что аналогичное правовое регулирование процедуры представления кандидата в мировые судьи закреплено в законодательстве других субъектов Российской Федерации, подлежит отклонению, поскольку указанное обстоятельство не является юридически значимым по настоящему делу.
С учетом изложенного и принимая во внимание сложившуюся по делам данной категории судебную практику (определение Верховного Суда Российской Федерации от 13 июня 2012 года № 51-АПГ12-5), суд приходит к выводу, что заявление заместителя прокурора Республики Марий Эл подлежит удовлетворению.
Пункт 1 статьи 8 Закона Республики Марий Эл от 10 апреля 2000 года № 21-З "О мировых судьях в Республике Марий Эл" (в редакции Закона Республики Марий Эл от 10 декабря 2012 года № 75-З "О внесении изменений в Закон Республики Марий Эл "О мировых судьях в Республике Марий Эл") в части слов ", согласованному с Главой Республики Марий Эл" противоречит федеральному законодательству, имеющему большую юридическую силу, поэтому на основании части 2 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации подлежит признанию недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.
При разрешении вопроса об определении времени, с которого оспоренная прокурором норма Закона Республики Марий Эл "О мировых судьях в Республике Марий Эл" подлежит признанию недействующей, суд руководствуется разъяснениями, содержащимися в пункте 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", и учитывает, что заявителем не ставится вопрос о признании названного Закона недействующим с момента его принятия (опубликования).
В соответствии с Постановлением Государственного Собрания Республики Марий Эл от 21 февраля 2013 года № 509-П "О назначении мировых судей" состоялось назначение на десятилетний срок полномочий мировым судьей судебного участка № 3 в Звениговском районе Республики Марий Эл П.Н. и назначение на трехлетний срок полномочий мировым судьей судебного участка № 1 в г. Волжске Республики Марий Эл С.
Таким образом, Закон Республики Марий Эл "О мировых судьях в Республике Марий Эл" с учетом оспоренной прокурором нормы применялся до вынесения решения суда по настоящему делу, и в соответствии с этим актом были реализованы права граждан и организаций.
Согласно части 3 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда о признании нормативного правового акта или его части недействующим или сообщение о решении после вступления его в законную силу публикуется в печатном издании, в котором был официально опубликован нормативный правовой акт.
В соответствии со статьей 22.2 Закона Республики Марий Эл от 6 марта 2008 года № 5-З "О нормативных правовых актах Республики Марий Эл" сообщение о настоящем решении подлежит опубликованию в официальных периодических печатных изданиях Республики Марий Эл "Марийская правда. Официальный еженедельник" и "Марий Эл. Официальный документым савыктыше газет" или размещению (опубликованию) на официальном Интернет-портале Республики Марий Эл (http://www.portal.mari.ru).
Руководствуясь статьями 194 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

заявление заместителя прокурора Республики Марий Эл удовлетворить.
Признать пункт 1 статьи 8 Закона Республики Марий Эл от 10 апреля 2000 года № 21-З "О мировых судьях в Республике Марий Эл" (в редакции Закона Республики Марий Эл от 10 декабря 2012 года № 75-З "О внесении изменений в Закон Республики Марий Эл "О мировых судьях в Республике Марий Эл") в части слов ", согласованному с Главой Республики Марий Эл" противоречащим федеральному закону и недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором принесено апелляционное представление в Верховный Суд Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Верховный Суд Республики Марий Эл.

Судья
Верховного Суда
Республики Марий Эл
Б.В.


------------------------------------------------------------------