Решение Верховного суда Республики Марий Эл от 26.06.2013 N 3-3/2013 О признании недействующим пункта 11 Порядка предоставления субсидий из республиканского бюджета Республики Марий Эл организациям воздушного транспорта в целях обеспечения доступности внутренних региональных перевозок пассажиров воздушным транспортом в Приволжском федеральном округе в 2013 году, утв. постановлением Правительства Республики Марий Эл от 15.03.2013 N 65.



ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 26 июня 2013 г. № 3-3/2013

Верховный Суд Республики Марий Эл в составе:
председательствующего судьи О.А.,
при секретаре Т.Д.,
с участием прокурора А.А.,
представителя Правительства Республики Марий Эл Л.Д., действующей на основании доверенности ...,
представителей Министерства промышленности, транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл С.А., действующего на основании доверенности ..., Д.И., действующего на основании доверенности ...,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению заместителя прокурора Республики Марий Эл об оспаривании нормативного правового акта в части,

установил:

постановлением Правительства Республики Марий Эл от 15 марта 2013 года № 65 утвержден Порядок предоставления субсидий из республиканского бюджета Республики Марий Эл организациям воздушного транспорта в целях обеспечения доступности внутренних региональных перевозок пассажиров воздушным транспортом в Приволжском федеральном округе в 2013 году (далее - Порядок), опубликованный на официальном интернет-портале Республики Марий Эл http://www.portal.mari.ru.
Заместитель прокурора Республики Марий Эл обратился в суд с заявлением о признании недействующим пункта 11 указанного Порядка, согласно которому в случае нарушения авиаперевозчиком условий договора о предоставлении субсидий субсидии подлежат возврату в республиканский бюджет Республики Марий Эл в соответствии с действующим законодательством.
В обоснование требований заместитель прокурора указал, что указанный пункт Порядка противоречит пункту 3 части 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, поскольку непосредственно не определяет порядок возврата субсидий, процедуру и срок возврата субсидий в республиканский бюджет Республики Марий Эл.
В возражениях на заявление Правительство Республики Марий Эл просит в удовлетворении заявления отказать, указывая, что оспариваемый пункт Порядка не противоречит требованиям федерального законодательства. Нормативного правового акта, устанавливающего каким образом должен выглядеть порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет или какие условия в обязательном порядке должен содержать данный порядок, не существует. Пункт 3 части 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации подразумевает установление в нормативном правовом акте условия о возможности возврата субсидий в соответствующий бюджет. Оспариваемым пунктом установлен порядок возврата субсидий, аналогичные порядку, установленному пунктом 18 Правил предоставления субсидий из федерального бюджета организациям воздушного транспорта в целях обеспечения доступности внутренних региональных перевозок пассажиров воздушным транспортом в Приволжском федеральном округе в 2013 году, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 января 2013 года № 1. Действующее бюджетное законодательство (статьи 289, 282, 284.1, 283 Бюджетного кодекса Российской Федерации) предусматривает определенный порядок возврата бюджетных средств, которым в достаточной мере урегулированы вопросы возврата бюджетных средств. Также правоотношения по возврату субсидий, предоставленных из республиканского бюджета Республики Марий Эл организациям воздушного транспорта, регулируются договором о предоставлении субсидий. В случае отказа от добровольного исполнения обязанности возвратить в республиканский бюджет Республики Марий Эл незаконно полученные (потраченные) денежные средства в порядке, определенном договором, их возврат осуществляется по общим правилам в судебном порядке.
Министерство промышленности, транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл в письменном отзыве указало, что Порядок согласуется с положениями Правил предоставления субсидий из федерального бюджета организациям воздушного транспорта в целях обеспечения доступности внутренних региональных перевозок пассажиров воздушным транспортом в Приволжском федеральном округе в 2013 году, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 января 2013 года № 1, соответствует статье 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, содержит положения о предоставлении субсидии и порядке ее возврата. Порядок согласован с Прокуратурой Республики Марий Эл, замечаний о наличии противоречий федеральному законодательству не представлено. Порядок расторжения договора о предоставлении субсидий и возврата субсидий, урегулирование споров и разногласий предусмотрены в договоре с авиаперевозчиками и регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации. Предоставляемая авиаперевозчикам субсидия представляет собой покрытие части уже фактически понесенных затрат, носит безвозмездный целевой характер и используется авиаперевозчиком по своему усмотрению.
Выслушав объяснения прокурора А.А., поддержавшего заявленные требования, представителя Правительства Республики Марий Эл Л.Д., представителей Министерства промышленности, транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл С.А., Д.И., поддержавших доводы отзыва и возражений, возражавших против удовлетворения заявления, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Как разъяснено в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", проверяя содержание оспариваемого акта или его части, необходимо также выяснять, является ли оно определенным. Если оспариваемый акт или его часть вызывает неоднозначное толкование, суд не вправе устранять эту неопределенность путем обязания в решении органа или должностного лица внести в акт изменения или дополнения, поскольку такие действия суда будут являться нарушением компетенции органа или должностного лица, принявших данный правовой акт. В этом случае оспариваемый акт в такой редакции признается недействующим полностью или в части с указанием мотивов принятого решения.
Согласно статье 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг (часть 1). Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (пункт 2 часть 2). Нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять, в том числе, порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении (пункт 3 часть 3).
В соответствии с пунктом 4 Правил предоставления субсидий из федерального бюджета организациям воздушного транспорта в целях обеспечения доступности внутренних региональных перевозок пассажиров воздушным транспортом в Приволжском федеральном округе в 2013 году, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 января 2013 года № 1 (далее - Правила), субъектом Российской Федерации, находящимся на территории Приволжского федерального округа, до 15 февраля 2013 года в установленном порядке принимается нормативный правовой акт о предоставлении из бюджета субъекта Российской Федерации субсидии авиаперевозчику за воздушные перевозки, осуществляемые с его территории по маршрутам и с расчетной частотой их выполнения (не менее), которые предусмотрены приложением к настоящим Правилам.
Пунктом 16 статьи 14 Закона Республики Марий Эл от 10 декабря 2012 года № 70-З "О республиканском бюджете Республики Марий Эл на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" предусмотрено предоставление в 2013 году из республиканского бюджета Республики Марий Эл субсидии организациям воздушного транспорта на компенсацию потерь в доходах в связи с обеспечением воздушных перевозок пассажиров.
Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 15 марта 2013 года № 65 утвержден Порядок предоставления субсидий из республиканского бюджета Республики Марий Эл организациям воздушного транспорта в целях обеспечения доступности внутренних региональных перевозок пассажиров воздушным транспортом в Приволжском федеральном округе в 2013 году.
Согласно пункту 4 указанного Порядка Министерство промышленности, транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл заключает с авиаперевозчиком договор о предоставлении субсидий согласно объемам назначений и лимитам бюджетных обязательств республиканского бюджета Республики Марий Эл на соответствующий финансовый год.
Пунктом 11 Порядка установлено, что в случае нарушения авиаперевозчиком условий договора субсидии подлежат возврату в республиканский бюджет Республики Марий Эл в соответствии с действующим законодательством.
Из письменных возражений представителя Правительства Республики Марий Эл следует, что указание в оспариваемом пункте Порядка на возврат субсидий в случае нарушения авиаперевозчиком условий договора о предоставлении субсидий в соответствии с действующим законодательством, свидетельствует о том, что при решении вопроса о возврате субсидий необходимо руководствоваться нормами бюджетного и гражданского законодательств Российской Федерации. Оспариваемая норма по существу воспроизводит предусмотренное Правилами предоставления субсидий из федерального бюджета организациям воздушного транспорта в целях обеспечения доступности внутренних региональных перевозок пассажиров воздушным транспортом в Приволжском федеральном округе в 2013 году, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16 января 2013 года № 1, положение о возврате субсидий в доход федерального бюджета в порядке, предусмотренном бюджетным законодательством Российской Федерации.
Учитывая, что в соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении, должен определяться именно нормативным правовым актом, регулирующим предоставление субсидий, оспариваемая норма Порядка, предусматривающая возможность возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении, в соответствии с действующим законодательством, является бланкетной, не устанавливает конкретные правила, по которым субсидии подлежат возврату в республиканский бюджет Республики Марий Эл, договором о предоставлении субсидий, заключаемым с авиаперевозчиками (п. 2.3.4), предусмотрено, что в случае установления Министерством промышленности, транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл и (или) иным уполномоченными государственными органами контроля и надзора факта нарушения основным авиаперевозчиком и другими авиаперевозчиками, привлекаемыми по договорам для выполнения воздушных перевозок по субсидируемым маршрутам, условий, установленных Правилами, Порядком и договором о предоставлении субсидий, основной авиаперевозчик обязан в десятидневный срок после принятия Министерством соответствующего решения вернуть в доход республиканского бюджета сумму необоснованно полученных субсидий, суд приходит к выводу, что данный подход к определению порядка возврата субсидий, установленный пунктом 11 Порядка, не отвечает требованию определенности.
Доводы Правительства Республики Марий Эл и Министерства промышленности, транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл о согласованности оспариваемого пункта с положениями Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 января 2013 года № 1, не могут быть приняты во внимание, поскольку требования к содержанию нормативных правовых актов, регулирующих предоставление субсидий, установлены пунктом 3 части 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, носящим императивный характер. Кроме того, пункт 18 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 января 2013 года № 1, имеет ссылку на порядок взыскания субсидий, предусмотренный бюджетным законодательством Российской Федерации.
При таких обстоятельствах суд считает необходимым признать недействующим со дня вступления решения в законную силу пункт 11 Порядка предоставления субсидий из республиканского бюджета Республики Марий Эл организациям воздушного транспорта в целях обеспечения доступности внутренних региональных перевозок пассажиров воздушным транспортом в Приволжском федеральном округе в 2013 году, утвержденного постановлением Правительства Республики Марий Эл от 15 марта 2013 года № 65.
Руководствуясь статьями 194 - 199, 253 ГПК РФ, суд

решил:

Признать пункт 11 Порядка предоставления субсидий из республиканского бюджета Республики Марий Эл организациям воздушного транспорта в целях обеспечения доступности внутренних региональных перевозок пассажиров воздушным транспортом в Приволжском федеральном округе в 2013 году, утвержденного постановлением Правительства Республики Марий Эл от 15 марта 2013 года № 65, недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.
После вступления решения в законную силу сообщение об этом решении должно быть опубликовано на официальном Интернет-портале Республики Марий Эл http://www.portal.mari.ru.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Российской Федерации путем подачи апелляционных жалобы и представления через Верховный Суд Республики Марий Эл в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья
О.А.


------------------------------------------------------------------