Приказ Министерства образования и науки Республики Марий Эл от 03.10.2013 N 1266 "Об утверждении примерного кодекса профессиональной этики руководителя образовательной организации, подведомственной Министерству образования и науки Республики Марий Эл"



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ

ПРИКАЗ
от 3 октября 2013 г. № 1266

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРИМЕРНОГО КОДЕКСА
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ РУКОВОДИТЕЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ОРГАНИЗАЦИИ, ПОДВЕДОМСТВЕННОЙ МИНИСТЕРСТВУ ОБРАЗОВАНИЯ
И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" приказываю:
1. Утвердить прилагаемый примерный кодекс профессиональной этики руководителя образовательной организации, подведомственной Министерству образования и науки Республики Марий Эл.
2. Управлению правовой и кадровой работы Министерства образования и науки Республики Марий Эл (Крупин И.В.) довести настоящий приказ до сведения руководителей образовательных учреждений, подведомственных Министерству образования и науки Республики Марий Эл.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

И.о. министра
Т.Гусакова





Утвержден
приказом Министерства
образования и науки
Республики Марий Эл
от 3 октября 2013 г. № 1266

ПРИМЕРНЫЙ КОДЕКС
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ РУКОВОДИТЕЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ОРГАНИЗАЦИИ, ПОДВЕДОМСТВЕННОЙ МИНИСТЕРСТВУ ОБРАЗОВАНИЯ
И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ

I. Общие положения

1. Примерный кодекс профессиональной этики руководителя образовательной организации, подведомственной Министерству образования и науки Республики Марий Эл (далее - Кодекс), разработан в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" и принятыми в соответствии с ними иными законодательными и локальными актами, нормами международного права, а также общечеловеческими моральными нормами и традициями российской школы.
2. Кодекс представляет собой свод общих принципов профессиональной этики и основных правил служебного поведения, которыми должны руководствоваться руководители образовательных организаций, подведомственных Министерству образования и науки Республики Марий Эл (далее - руководители образовательных организаций).
3. Кодекс служит основой для формирования должной морали в образовательной среде, выступает как институт общественного сознания и нравственности руководителей, их самоконтроля.
4. Кодекс определяет основные нормы в отношениях руководителей образовательных организаций с педагогическими работниками, обучающимися и их родителями, с обществом и государством.
Знание и соблюдение руководителем образовательной организации положений Кодекса является одним из критериев оценки качества его профессиональной деятельности и служебного поведения.

II. Основные принципы этики руководителей образовательных
организаций

5. Нормы этики руководителя образовательной организации устанавливаются на основании норм культуры, традиций российской школы, конституционных положений и законодательных актов Российской Федерации, норм международного права.
6. Профессиональная деятельность руководителя образовательной организации характеризуется особой ответственностью перед обучающимися, их родителями, педагогическими работниками.
При осуществлении своей деятельности руководитель образовательной организации руководствуется следующими принципами:
гуманность;
толерантность;
профессионализм;
законность;
справедливость;
ответственность;
демократичность;
порядочность;
взаимное уважение.

III. Личность руководителя образовательной организации

7. Руководитель образовательной организации, являясь образцом профессионализма, положительным примером справедливости, доброжелательности, внимания к людям, призван:
а) быть требовательным к себе, стремиться к самосовершенствованию;
б) дорожить своей репутацией, не заниматься антикультурной, аморальной, неправомерной деятельностью;
в) соблюдать языковые нормы русского языка и этические нормы речевой культуры, не допускать использование ругательств, грубых и оскорбительных фраз;
г) быть честным, порядочным человеком, соблюдающим законодательство Российской Федерации;
е) бережно и обоснованно расходовать материальные и другие ресурсы образовательной организации;
ж) не использовать для личных нужд имущество образовательной организации (помещения, мебель, телефон, телефакс, компьютер, копировальную технику, другое оборудование, почтовые услуги, транспортные средства, инструменты и материалы), а также свое рабочее время;
з) не перекладывать свою ответственность на коллег и подчиненных.
10. Руководитель образовательной организации несет ответственность за качество и результаты своей работы - эффективное управление образовательной организацией.
11. Образ жизни руководителя образовательной организации не должен наносить ущерб престижу профессии, извращать его отношения с подчиненными, коллегами и обучающимися или мешать исполнению профессиональных обязанностей.

IV. Взаимоотношения руководителя образовательной организации
с педагогами

11. Взаимоотношения между руководителем образовательной организации и педагогами основываются на принципах коллегиальности, партнерства, уважения и равноправия.
12. Руководитель образовательной организации:
а) защищает авторитет подчиненных, коллег;
б) способствует формированию и поддержанию в коллективе благоприятного морально-психологического климата для эффективной работы;
в) проявляет обоснованную требовательность по отношению к педагогам;
г) строит свою работу на основе безусловного уважения достоинства и неприкосновенности личности своих подчиненных, уважает и активно защищает их основополагающие человеческие права, определяемые Всеобщей декларацией прав человека;
д) стремится к продуктивному и конструктивному взаимодействию с подчиненными, оказывает помощь;
е) справедливо и объективно оценивает работу подчиненных, не допуская завышенного или заниженного оценочного суждения;
ж) терпимо относится к разнообразию политических, религиозных, философских взглядов, вкусов и мнений подчиненных, создает условия для обмена взглядами, возможности договориться и найти общий язык. Различные статусы педагогов, квалификационные категории и обязанности не должны препятствовать равноправному выражению всеми педагогами своего мнения и защите своих убеждений;
з) не принижает подчиненных, коллег в присутствии учеников или других лиц;
и) сохраняет беспристрастность при подборе на работу новых сотрудников или повышении сотрудников в должности;
к) способствует профессиональной реализации педагогов;
л) имеет право открыто выражать свое мнение по поводу работы подчиненных, коллег.
13. Руководитель образовательной организации не имеет права:
а) требовать или собирать информацию о личной жизни педагога, не связанную с выполнением им своих трудовых обязанностей;
б) скрывать или тенденциозно извращать информацию, которая может повлиять на карьеру педагога и на качество его труда;
в) дискриминировать, игнорировать или преследовать педагогов за их убеждения или на основании личных симпатий или антипатий.

V. Взаимоотношения руководителя образовательной организации
с обучающимися, воспитанниками

14. Руководитель образовательной организации:
а) обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся, воспитанников во время образовательного процесса, соблюдение прав и свобод обучающихся;
б) является беспристрастным, одинаково доброжелательным и благосклонным ко всем обучающимся, воспитанникам;
в) выбирает подходящий стиль общения с обучающимися, воспитанниками, основанный на взаимном уважении;
г) справедливо и объективно оценивает деятельность обучающихся, воспитанников, не допуская завышенного или заниженного оценочного суждения;
д) делает все возможное для полного раскрытия способностей и умений обучающихся, воспитанников;
е) в деятельности не унижает честь и достоинство обучающихся, воспитанников ни по каким основаниям, в том числе по признакам возраста, пола, национальности, религиозным убеждениям и иным особенностям;
ж) в тайне хранит информацию, доверенную ему обучающимися, воспитанниками, за исключением случаев, предусмотренных законодательством;
з) не злоупотребляет своим должностным положением, используя своих обучающихся, воспитанников для оказания каких-либо услуг или одолжений в личных целях.

VI. Взаимоотношения руководителя образовательной
организации с родителями (законными представителями)
обучающихся, воспитанников

15. Руководитель образовательной организации должен:
а) уважительно и доброжелательно общаться с родителями (законными представителями) обучающихся, воспитанников;
б) консультировать родителей (законных представителей) по вопросам образования обучающихся, воспитанников;
в) не разглашать высказанное ребенком мнение о своих родителях (законных представителях) или мнение родителей (законных представителей) о своем ребенке;
г) не допускать неправомерных сборов денежных средств с родителей (законных представителей) обучающихся воспитанников, принуждения со стороны работников образовательных организаций, органов самоуправления и родительской общественности к сбору финансовых средств, внесению благотворительных взносов.
16. На отношения руководителя с обучающимися, воспитанниками не должна влиять поддержка, оказываемая их родителями (законными представителями) образовательной организации.

VII. Взаимоотношения руководителя с обществом
и государством

17. Руководитель образовательной организации:
а) понимает и исполняет свой гражданский долг и социальную роль;
б) стремится внести свой вклад в развитие гражданского общества.

VIII. Заключительные положения

18. Нарушение руководителем образовательной организации положений Кодекса рассматривается педагогическим коллективом образовательной организации и работодателем, а при необходимости - на заседании комиссии по трудовым спорам или на заседании Управляющего совета образовательной организации.


------------------------------------------------------------------